пена дней
борис виан
ох уж этот виан!
его можно или любить или ненавидеть. я вот пока не определилась.
все-таки что главное в книге: пронзительная история любви или критика и сатира образа жизни и системы?
я думаю, одно дополняет другое, одно усиливает другое, накладывается, проникает, заворачивается спиралью и оттого получается дикая смесь-пена дней виана.
каждое слово, каждое действие вызывает и сопереживание и отвращение:
я хотел бы влюбиться!-говорит колен.
мы фыркаем: фальш! разве можно так относиться к любви!? словно ему надо зубы почистить!
но он влюбляется и мы умиленно вздыхаем: разве можно любить сильней и самозабвенней?!
а милая хлоя! разве она не прекрасна?! но заметьте, она, по сути, не персонаж. она только отражение любви колена, только сосуд для его любви. мы абсолютно не знаем ее:ни ее мыслей, ни ее поступков.
куда интереснее шик, с его маниакальной любовью к партру (карикатура на популярного тогда философа сартра), которая его погубит в итоге.
ализа и николя-возлюбленная шика и повар колена больше всего приближены к реальности. словно якорь, который виан оставил нам, чтобы нас не унесло течением в его фантастический мир бегающих будильников и живых галстуков.
хотя, обилие его придумок мне и не понравилось, все-таки надоедают они жутко еще в начале книги. вот ровно ополовинить и было бы хорошо. ведь как хороши такие уколы сатиры, как: профессор по фамилии дЭрмо, служители церкви священок и пьяномарь, полицейские дугласы, протонное ружье которое надо питать теплом человеческого тела, скугление комнаты под действием музыки, уменьшение квартиры и прочее и прочее...
но вернемся к сюжету.
виан не был бы вианом, если бы история любви не подверглась бы испытанию
счастье влюбленных было недолгим. во время свадебного путешествия хлоя заболела: в ее легком поселилась водяная лилия.
и теперь колен вынужден бороться за жизнь любимой.