Очень часто задают вопрос: начальная школа по системе Жохова, а что потом, какое продолжение?
В.И. Жохов в педагогике всю жизнь. Когда я читала Песталоцци, приходила постоянно мысль, что Владимир Иванович точно также постоянно идет от практики, от ребенка. Оч.советую почитать его труды - это многое объясняет. В частности разницу между званиями-регалиями и жизнью-миссией.
Так вот, В.И. занимался алгеброй, геометрией. Он автор множества учебников и методических пособий для средней школы. Именно это и подвело его к основам образования, которое закладывается в 5-7 лет. Без этих основ дальнейшее обучение идет со скрипом, идет через волю и принуждение, т.к. не является природосообразным. Всё очень зависит от развития мозга. Есть методики, которые мозг развивают, а есть методики, которые развивают, но не так, как заложено природой, богом, а на потребу социуму - закладывают механизмы потребительского восприятия информации, потребительского отношения к жизни, ориентируют на удовлетворение неестественных потребностей. Когда бунтует ребенок - задумайтесь. Ведь маленький ребенок лишен двойных стандартов, он следует не столько стандартам общества, сколько своей внутренней природе. Он чувствует дискомфорт.
Если мама ещё в утробе, а потом с рождения научилась чувствовать своего ребенка, понимать его язык, она понимает, где естественная потребность, а где каприз. Осознанное родительство - это первый шаг к формированию новой личности. Часто именно ребенок является инициатором пересмотра жизненных ценностей родителями, их ориентации на истинные ценности, а не идеологемы общества потребителей.
Советская школа была сильна именно тем, что содержала в себе высокие нравственные начала, воспитывала многостороннего, самодостаточного человека, творца. Она не являлась предприятием, предоставляющим образовательные услуги, а учитель не являлся менеджером.
Не хлебом единым жив человек. У человека есть дух, душа. И им тоже нужна пища и нужно развитие.
Единая идеология - мощнейшая сила. Но она разваливается, т.к. все равно является инструментом манипулирования. Есть общечеловеческие ценности. Есть главная свобода - быть верным самому себе, следовать своему жизненному предназначению. И это - генетический код любого человека. И он может быть или не быть в согласии с идеологией. Точнее, идеология, как форма, созданная людьми, может более или менее включать общечеловеческие ценности. Тогда она помогает или мешает творческому самовыражению каждого индивидуума.
Любая форма конечна. Любая форма имеет точку начала, расцвета и конца. Поэтому формы время от времени изменяются или разрушаются, умирают, чтобы появились новые, другие. Главный критерий - это природосообразность, т.е. способствуют ли они развитию индивидуума или тормозят его, способствуют ли реализации божественного начала в человеке, или надменно попирают его.
В школе - все точно также. Только раньше. Именно со школы начинаются процессы "взросления" человечества как вида. И это от того, что дети - наши духовные учителя, посланцы из будущего.
Отношение к детям - это отношение к нашему будущему. Мы либо встречаем его как благо, готовые преобразовать себя, вбирая ветры перемен, либо захлопываем двери, стремясь законсервировать то, к чему привыкли. Мы называем это кризисом. Но что такое кризис? Кризис - это сигнал , что двери захлопнуты. Где нет открытости осознанным переменам, там кризис и болезнь. Смерть - это лишь смена формы, которая выполнила свою функцию и уступает место новой форме. Сущность при этом не умирает.
Если школа тормозит развитие, что следует сделать? Надо ли изменять сущность ребенка, или лучше создать новые формы?
Сущность ребенка изменить нельзя. Он просто заболеет. Нельзя идти против природы. Не от этого ли мы сейчас имеем столько аномалий здоровья наших детей? И если не здоровья, то поведения. Не проще ли принять тот факт, что ребенок - это самодостаточная духовная личность, которая выбрала нас как опекунов для прохождения своей жизненной школы. Не наша задача - впихнуть в ребенка определенный объем знаний, и сделать зависимым от системы (матрицы). Наша задача - способствовать тому, чтобы наш малыш научился земным законам и в их рамках научился реализовать своё предназначение, т.е. быть счастливым.
В какой школе наш ребенок счастлив? В какой школе он меньше болеет? В какой школе он начинает думать и творить миры? В какой школе он учится любить?
Если у нас сегодня есть выбор, то почему мы боимся задавать себе эти вопросы, а действуем так, как делают все? Не является ли это НАШЕЙ зависимостью от системы, а не проблемами ребенка? Надо ли делать ребенка заложником наших зависимостей, наших привычек? И не является ли это стремлением закрыть двери, чтобы спать спокойно? Не получится! Нельзя затормозить время, нельзя остановить развитие.
Сегодня рождаются дети, у которых активированы оба полушария мозга. Т.е. сама природа позаботилась о том, чтобы в информационном обществе новый человек мог воспринимать и обрабатывать информацию не посимвольными цепочками, а целыми пакетами, образами. Наши дети воспринимают мир не так как мы - иначе. Нелепо их учить по-старому. Это все равно, что многомерные миры сворачивать к трехмерности. Это не развитие, а деградация.
Школа Жохова по моим критериям - это школа сегодняшнего дня. Это не панацея. Но она позволяет дать НЕОБХОДИМЫЕ основы ОБРАЗования для того, чтобы ребенок мог потом усваивать любые другие программы. А самое главное - чтобы мог чувствовать, что ЕМУ надо, осознанно и избирательно выстраивать свою линию жизни. Образование сейчас непреходящее, непрерывное. Сама жизнь - это школа, а школа - это жизнь.
Как ростку сначала надо создать природосообразную среду, а затем предоставить свободу выбора. Но лишь тогда, когда человечек уже сам будет чувствовать грани полезно/вредно. А в плане социализации необходимо научиться чувствовать не только свои, но и чужие границы, не только свои, но и чужие интересы, не только свои, но и чужие задачи. Но на первом месте "свои". Поскольку если человек не ощущает свои границы-интересы-задачи, то как он поймет, что и у другого они есть?
При выборе методики родителям следует ориентироваться на те, которые способствуют двуполушарному развитию. А их очень немного.
Да и учителей двухполушарных - единицы. Именно поэтому так трудно прокладывает себе дорогу система Жохова, так много слышишь сомнений и страхов. Да, она иная. Но она наиболее уместна для наших детей.
И не следует за них бояться. Когда этих детей будет большинство - мир станет другим. Наши дети - это дети Новой Земли.
Это выдержка из балашихинской группы мамочек