И вот психолог сказала, что нужно ставить запреты и использовать наказания, чтобы ребенок знал, что и как и сам себе ничего не придумывал. Просто в последний год у него стала очень низкая самооценка и когда что то не получается у него он начинает сам себя наказывать, например, ударит себя по голове, по лицу, обзывает себя, что он дурак глупый и так далее. К слову, у нас в семье такие слова не употребляются ни в отношении сына ни в отношении взрослых. В школе у него как то что то не получалось на рисовании, он сам встал и пошел в угол, постоял там, поплакал и вернулся на место и все сделал на отлично.
Поэтому я и спросила у вас про наказания кто как наказывает. Я не могу придумать как это можно применить дома у себя( Угол чтоли возвращать обратно. давно его не ставили уже, так как почти не за что.
Сама суть наказания за косяк - "накосячил - получил - ситуация завершена, все закончилось". Разговоры, разъяснительные беседы РЕБЕНКУ такого ощущения не дают, он не взрослый, чтоб разговором конфликт завершить, особенно свой внутренний, ведь они же понимают, что накосячили обычно, сделали что-то, что нельзя или неправильно. И поэтому он тревожится, потому что у него накапливается груз этих косяков, которые на нем "висят". Для взрослого аналог такой ситуации мог бы быть, если б на работе периодически человек что-то не то делает или не делает, что надо, а начальник такой ему "агааааа... хорошо, вы, Иван Иваныч, сделали то-то и то-то." И уходит. Факт косяка зафиксирован, а дальше что? И человек живет и не знает, то ли это ему с рук сошло, то ли где-то в "черной тетрадочке" копится и потом разом за все прилетит. Комфортно так жить? - Не думаю... Ребенку нужна "точка" в конфликтной ситуации, показывающая, что все, все закончилось и продолжения нет и не будет. Иначе тревога нарастает и вылезает чем-то, тиками, неврозами, кошмарами ночными, энурезом, психосоматическими болезнями или вот аутоагрессией. Не у всех, конечно, но у многих. Ваш вот решил проблему тем, что сам себя наказывает, "выпускает пар" и дальше живет более-менее спокойно.
В сущности, наказание тут не обязательно же сделать что-то, чтоб ребенку было плохо, это акт в большой степени символический, тот же шлепок по попе - я не веду речь о шлепках, когда прямо бьют, до боли, а простой воспитательный шлепок, это по сути символ же в большой степени, обозначение "ты получил наказание за свой проступок". Как и в угол поставить. Прикрикнуть, голос повысить - кстати, тоже вполне себе наказание, если обычно в доме не принято голос повышать. У нас, например, такое не прокатит, потому что я человек эмоциональный и могу голос повышать просто когда что-то важное для себя говорю, у меня это не значит, что обязательно негатив какой-то, поэтому "ругательные" повышения голоса определяются не по громкости, а по интонации, но с тем же успехом я могу и тихо ругаться с такой интонацией...
Мне кажется, вы можете с сыном это просто обсудить, как это для него будет лучше, чтоб вы его наказывали, если он провинился. Может в угол на 5 минут, может шлепнуть (хотя на мой взгляд, школьник уже слишком большой, слишком взрослый, чтоб шлепать, это все же "детское" наказание, но для каждого это индивидуально). Или с психологом обсудить этот момент, может даже вместе с сыном.
И по поводу домашних обязанностей, для повышения самооценки нужно обязательно. чтобы ребенок выполнял домашние обязанности для ВСЕЙ семьи. Т.е. например Максим убирает сам свои игрушки, может застелить кровать свою, сам вешает на велку школьную форму, убрать пижаму - это все не домашние обязанности это навыки самообслуживания наравне с чисткой зубов например. Это он все делает для себя.
А нужно, чтобы ребенок делал что то регулярно для семьи, только он сам ну либо частично помогал взрослому.
Вот тоже сижу думаю что на него переложить из того, что он сам сможет сделать.
Девочки, всем спасибо за ответы, будет разбираться дальше)
Мой достаточно рано стал мусор выносить, это его обязанность. Он в школу идет мимо помойки - поэтому и забирает. В деревне естественным образом у него достаточно много обязанностей образовалось - все, что с техникой надо делать - это он бабушке помогает, если где-то крыша потекла - залезть и запенить дырку, пилить, где-то что-то привернуть, отвернуть, гвоздь вбить или выдернуть, срубить ветку... там проще, в городе сложнее ребенку эти обязанности дать, приходится выдумывать что-то, иногда с ущербом для себя, потому что реально проще самой сделать, чем за ним переделывать... я пошла по легкому пути в свое время, теперь огребаю последствия, потихоньку, по капельке исправляю...
Сейчас бы сделала его обязанностью пылесосить везде раз в неделю, несколько раз в неделю мыть посуду за всеми - тарелки-чашки хотя бы, без кастрюль. Может какое-то блюдо несложное готовить тоже сделала бы его обязанностью и чтоб только он его готовил пару раз в месяц, назвала бы это "коронным блюдом" и сделала вид, что сама такое не умею, типа только у него так хорошо получается. Еще привлекала бы его к уборке за котами - сейчас это полностью на мне, хотя когда я уезжаю и он с отцом остается - прекрасно они это делят и он принимает участие.
Если ребенок любит с водой возиться - можно сделать его обязанностью чистить ванну например (не обязательно это должна быть реальная чистка со средством, пусть просто мылом помоет ее, не после себя, а просто для всех, а у мамы своя обязанность - в другой день средством почистить) или раковину... На самом деле полно несложных дел по дому, которые мы делаем на автомате и даже не замечаем, что делаем и которые можно спокойно ребенку делегировать. И я очень жалею сейчас, что не сделала этого в свое время.