В самом начале семейной жизни мы вели табличку расходов. Нам ничего это не дало в плане экономии. Не увидели мы транжирства по какой-нибудь статье и забросили это дело, да и з/п у нас не сильно позволяет откладывать. Мне как-то проще заранее распланировать крупные траты и отложить деньги на них. У меня так сложилось, что я не "путаю" деньги: кучка на одни нужды, кучка на другие, третьи и тд. И как правило это деление неприкосновенно. Кончились деньги из кучки на что-то, значит больше это не покупаешь.
ну вот записывание как раз и нужно, чтоб для себя определить размер этих "кучек". это предварительный этап в основном. у меня тоже по кучкам. если вдруг в этом месяце кучка "лечение" кончилась - ну мало ли, у меня она на среднестатистический месяц рассчитана, а бывает что заболел кто-то и нужны вдруг дорогие лекарства и не хватило - есть кучка "непредвиденные расходы" или "резервный фонд".
когда я только начинала этим заниматься - думала: да я знаю на что сколько уходит. по результатам записей - в чем то была приятно удивлена, в чем то неприятно. на некоторые статьи увидела что можно и нужно увеличить расходы, на другие - без проблем уменьшились, так как стало очевидным транжирство на пустяки ненужные. когда начинаешь вести учет чего-либо - мозг начинает автоматически отслеживать и что стало с купленным - ну по крайней мере у меня. и я обнаружила, что есть масса вещей, которые я покупаю, но не использую, причем происходит это регулярно, вот например я так считала, что обязательно должны быть в доме какие то печеньки-пряники-сушки, типа к чаю, покупала их и потом выбрасывала, ну не едим мы их, засохнут в камень - в мусорку. а в голове сидит откуда то - должны быть! иду и новые покупаю... пару сотен в месяц на этом съэкономила, мелочь - а приятно
записывание это еще полезно в те моменты, когда что то меняется в системе расходов - например, когда мы с сыном жили вдвоем на одну сумму - был устоявшийся распланированный бюджет. потом мы съехались с будущим на тот момент мужем - стали жить втроем и на другую сумму - я снова ввела записи, чтоб определиться сколько чего мы стали потреблять, бюджет изменился.
в какой то момент решила ввести новую статью расходов - бакалея, вывести из повседневных расходов покупку всяких макарон, подсолнечного масла, круп и т.п., закупать это все на месяц разом - чтоб определить сколько чего надо - записывала месяц эти покупки, потом стали закупать разом. потом обстоятельства изменились, не получалось уже ездить за этим на машине - а в руках тащить много неудобно - я убрала эту статью, опять стала покупать по мере необходимости...
тут выше где то писали что не пошла система 4 конверта, потому что постоянно деньги путаются, непонятно из какой кучки чего взято - для этого тоже очень помогает привычка записывать. если я, например, пошла целенаправленно в магазин за всякой бытовой химией и взяла деньги из кучки "хозяйственные" - то путать тут нечего. а если в магните прихватила туалетную бумагу и прокладки - то надо ж из хозяйственных взять, переложить в продуктовые, путаница выходит, особенно, если нету мелких денег на размен.
мне в таких случаях помогало просто записывать на бумажку и класть ее в соответствующую кучку - взяла отсюда столько то на такие то нужды.
или можно вообще деньги в общей куче держать, а в табличке или программе записывать и видеть, сколько осталось на что, и если в этом месяце "хозяйственные" деньги закончились, то я не пойду закупать какие то ополаскиватели и что то еще, без чего можно обойтись. ну а если вдруг я плохо распланировала, забыла включить в список те же прокладки и потратила все деньги на пену для ванн, еще чего то - конечно, прокладки я куплю, добавлю из резервного фонда, а в следующий месяц восполню его на нужную сумму за счет той кучки, в которую добавляла.
вообще, чтоб меньше путаницы этой было - удобно с какого то момента объединять статьи расходов. у меня сейчас есть то, что я закупаю разом или несколько раз в месяц и "текущие расходы" - все, что покупается по мере необходимости - продукты, бытовая химия, мелочи всякие... но объединение это я сделала, четко зная, на что сколько у меня уходит...
сейчас я записываю только тогда, когда надо что то изменить - это стандартно месяц, или когда у меня нет мелких денег и я взяла допустим 5000 одной бумажкой, купила сигарет, кофе, продуктов, порошок стиральный, за телефон заплатила...
прихожу домой и записываю - из какой статьи сколько я потратила. потом эти записи помогают распутаться с кучками. ну и чеки тут тоже очень помогают, чеки я вообще всегда и везде беру. раз в несколько дней выкидываю все, кроме тех, которые на гарантию.